Галоўная     Аб праекце    Кантакты    Спасылкi

Архитектурная школа Беларуси

Полянская Г. В.
В 1995-2004гг. декан архитектурного факультета Белорусского национального технического университета, кандидат архитектуры, ныне депутат Палаты представителей НС РБ

Хачатрянц К.К.
профессор кафедры «Градостроительство», кандидат архитектуры

В Беларуси архитекторов с высшим образованием готовят всего два учебных заведения - архитектурный факультета Белорусской государственной политехнической академии (г. Минск) и архитектурное отделение Брестского инженерно-строительного института (г. Брест). Политехническая академия готовит архитекторов 45 лет, Брестский институт - 14 лет. За эти годы в стране с десятью миллионами жителей подготовлено более 3000 архитекторов высшей квалификации для Беларуси и более 400 специалистов для стран Азии, Африки, Латинской Америки, бывших республик Советского Союза.

В масштабах истории 45 лет - короткий период. Однако за эти годы белорусская архитектурная школа прошла сложный путь становления в рамках советской образовательной системы, выросла количественно, окрепла организационно, выработала собственную концепцию подготовки архитекторов, соответствующую требованиям времени, ищет максимально эффективные способы реализации своих задач в современных весьма сложных экономических условиях.

Современная концепция архитектурного образования

Исходным и важнейшим моментом образовательной концепции является представление об архитектуре как о функционально-пространственных и визуально-художественных характеристиках архитектурно-строительных (сооружения, здания, их интерьеры), архитектурно-ландшафтных (незастроенные пространства, городской дизайн), архитектурно-градостроительных (территории, поселения, части поселений) объектов. Не архитектурные характеристики этих объектов (прочность, озелененность, демографическая емкость и т.п.) специфичны, за их оптимизацию отвечают различные специалисты-смежники (конструкторы, дендрологи, эконом-географы). В то же время их архитектурные характеристики идентичны и требуют участия архитектора в создании любого из них.

Высшая архитектурная школа Беларуси готовит архитекторов широкого профиля. Каждый ее выпускник может участвовать в проектировании (после одно-двухгодичного адаптационного периода на производстве) архитектурно-строительных, архитектурно-ландшафтных, архитектурно-градостроительных объектов; работать государственным чиновником в органах управления поселениями и регионами; вести научные исследования. Широкий профиль выпускников облегчает их трудоустройство по окончании института, а также неизбежное для большинства в будущем изменение места и профиля работы.

Сложность и разносторонность архитектурной профессии, особенно в условиях подготовки специалистов широкого профиля, требует от каждого студента помимо глубокого освоения основных архитектурно- проектных и художественных дисциплин еще и широкого спектра гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, инженерно-технических знаний. При этом неизбежна определенная избыточность образования для любого конкретного выпускника: в какой бы области он ни начал карьеру после окончания института, у него будут «лишние», «резервные» знания, которые однако облегчают поиск и использование информации о смежных областях, помогают контактам с коллегами и, главное, становятся актуальными при перемене сферы профессиональной деятельности и даже (что случается нередко) при изменении профессии на смежную.

Подготовка архитекторов в Беларуси ведется в строгом соответствии с государственным образовательным стандартом, который четко регламентирует состав и содержание основных учебных дисциплин, отводя факультативам всего около 4% учебных часов. В этом вопросе белорусская концепция архитектурного образования продолжает позитивную традицию советской школы, согласно которой высшее учебное заведение обязано предоставить каждому студенту возможность получить определенный набор знаний, умений, навыков, гарантирующий ему успешное выполнение функциональных обязанностей на производстве, Эта традиция принципиально отличается от западной ориентации на свободный выбор каждым студентом значительной доли учебных дисциплин и свободу преподавателей самостоятельно определять содержание и структуру тех разделов каждой дисциплины, которые дополняют и расширяют ее классический фундамент.

Стержнем профессиональной подготовки архитекторов является постоянная учебная проектная работа в рамках дисциплины «Архитектурное проектирование», изучение которой начинается с первого семестра первого курса и заканчивается выполнением дипломного проекта или дипломного научного исследования. Все остальные дисциплины «прикреплены» к этому стержню, обеспечивая студентов не просто информацией, соответствующей общекультурным и профессиональным требованиям, но и таким объемом теоретических знаний, практических умений и навыков (расчетных, графических, художественных, речевых и т.д.). который помогает успешному решению проектных задач.

Учебный процесс и прежде всего учебное архитектурное проектирование в максимально возможной степени связывается:

а) с реальным проектирование - путем привлечения студентов в рамках учебного процесса к выполнению заказов проектных фирм, органов территориального управления. Министерства архитектуры и строительства, светских и конфессиональных общественных организаций;

б) с научными исследованиями - путем освоения всеми студентами стандартных исследовательских методик в рамках обязательных проектных исследований, привлечения студентов к плановым научным работам кафедр, выполнения студентами заказных исследований в рамках дипломных работ;

в) с воспитанием социальной активности студентов путем .их широкого привлечения к участию на общественных началах в гуманитарных акциях, проводимых на территории Беларуси и вне ее благотворительными светскими и церковными организациями;

г) с широкими международными контактами студентов и преподавателей (в рамках учебного процесса и за его пределами).

В Беларуси реализуется принцип непрерывного архитектурного образования. Значительная часть абитуриентов, поступающих в высшее учебное заведение, проходит интенсивную довузовскую подготовку - разностороннюю (архитектурный техникум) либо только художественную (специализированные лицеи и школы). Это облегчает им не только поступление в вуз, но и обучение в нем.

Развитие профессии, непрерывное совершенствование ее идеологии, материального и информационного оснащения, достаточно часто возникающая потребность в узкой и глубокой специализации предопределяет необходимость развития системы послевузовского образования архитекторов и проектировщиков, первым этапом которой является магистратура в стенах архитектурного факультета, и которая должна включать институты повышения квалификации.

Организация образовательного процесса

Национальным научно-методическим центром архитектурного образования в Беларуси является архитектурный факультет Белорусской государственной политехнической академии. Им разработан Государственный стандарт высшего архитектурного образования, типовой план подготовки архитекторов в вузе, типовые программы учебных дисциплин, учебно-методическая и учебная литература по основным дисциплинам. Факультет руководит разработкой научно-методического обеспечения учебного процесса в архитектурных техникумах, в специализированных лицеях и школах. Им подготовлены и переданы Министерству архитектуры и строительства предложения по восстановлению и развитию в стране сети послевузовской специализации, переподготовки, повышения квалификации архитекторов и проектировщиков.

Стандарт высшего архитектурного образования предусматривает трехуровневую подготовку специалистов. Первый уровень (1-2 курсы) направлен на приобретение профессиональной, художественной, общегуманитарной, социально-экономической, общетехнической подготовки, позволяющей студенту включиться в реальное проектирование на вспомогательных должностях .Выпускники архитектурных техникумов проходят аналогичную подготовку до вуза. Те из них, которые получили диплом с отличием и успешно прошли вступительное собеседование, могут поступить в высшее учебное заведение сразу на второй или на третий курс.

Второй уровень подготовки (3-5 курсы) обеспечивает приобретение глубоких фундаментальных знаний, а также широкого спектра прикладных знаний, умений, навыков, необходимых для творческого поиска архитектурных решений и для разработки проектной документации. Второй уровень завершается выполнением квалификационной работы - дипломного проекта или научного исследования, - успешная защита которой позволяет присудить выпускнику квалификацию «Архитектор». Третий уровень (магистратура, 6-й курс) выбирается наиболее способными, в особенности склонными к научной деятельности, архитекторами. Здесь предусматривается углубленная специализация в сферах разработки проектов архитектурно-строительных, архитектурно-ландшафтных, архитектурно-градостроительных, территориально-планировочных объектов, интерьера, городского дизайна; а также в сфере управления развитием поселений и территорий и территориальных исследований. Подготовка завершается выполнением квалификационной работы - проекта с развитой научно-исследовательской частью или самостоятельного научного исследования и присвоением выпускнику ученой степени «Магистр».

Научно-исследовательская работа в высшей архитектурной школе

В Белорусской государственной политехнической академии более 40 лет ведется подготовка кандидатов и докторов архитектуры, которых в настоящее время в стране около 40 человек. Большинство из них работает в высших учебных заведениях, где продолжают вести научные работы, тематика которых связана с преподаваемыми дисциплинами. Наиболее развит=

 
МIНСК    ГОМЕЛЬ    ГРОДНА    БРЭСТ    ВIЦЕБСК    МАГIЛЁЎ

Архiтэктура
Горадабудаунiцтва i ландшафт
Метро
Архітэктары
Гісторыя
Артыкулы
     Архитектурная школа Беларуси
     Берлинская Декларация о будущем городов
Нарматывы
Адукацыя

 
 
© Youth public union “Belarusian association of students-architects”, 2006. All rights reserved. Coded by Megapolis Studio
Hosted by uCoz